Интервью с издательством Zupagrafika

Интервью с издательством Zupagrafika

Zupagrafika - это независимое польское издательство и дизайн-студия, придуманные дизайнерами и фотографами Мартиной Собецька и Дэвидом Наварро. Их основным фокусом стала поствоенная модернистская архитектура и изучение ее через фотографию, сборные бумажные модели и школу польского плаката.

Мы познакомились с ребятами в 2020 году и начали продавать их книги-конструкторы и альбомы.
С тех пор это наш бессменный хит. Мы очень признательны, что студия продолжает с нами работать, и мы можем радовать себя и вас этими прекрасными книгами.

Мы поговорили с ребятами об их работе, панельной архитектуре и планах на будущее.

Как вы пришли к идее дизайна по мотивам Советской архитектуры?

Мы начинали как дизайн-студия и параллельно создавали и печатали иллюстрированные интерактивные книги о польской послевоенной модернистской архитектуре. Это была наша реакция на ее быстрое исчезновение: здания сносись, либо бездумно реставрировались. Затем мы запустили аналогичные проекты для других стран.

Мартина родилась в середине 1980-х годов и, как и многие представители этого поколения, выросла в жилом массиве из Wielka Płyta (польский термин для обозначения панельных многоквартирных домов).
Мы восхищаемся композицией и дизайном этих зданий, а также архитекторами, стоящими за их созданием, и рассматриваем их как своеобразные произведения искусства.

Жилые массивы часто могут казаться однородными серыми массами, но в их дизайне и планировке можно обнаружить большое разнообразие. Многие из этих сооружений отражают мечты и идеалы противоречивой эпохи. Мы пытаемся изобразить их, чтобы лучше понять послевоенную Восточную Европу (и не только), ее мечты и утопии, неудачи и успехи.

Какие самые странные места на земле, где строились панельные дома?

На первый взгляд многоэтажные дома кажутся одинаковыми везде, от Москвы до Восточного Берлина. Но если присмотреться повнимательнее, можно увидеть, что они имеют свой уникальный характер в каждой стране. Большинство жилых проектов, предназначенных для копирования, были изменены на местном уровне и адаптированы к потребностям каждого региона, города и страны. Потусторонние грандиозные конструкции, рожденные в бывшем СССР, являются лучшим примером. Просто посмотрите на космические формы, которые были созданы из стали и бетона в ту эпоху.

Еще большее разнообразие можно найти в Великобритании, Франции или Италии. Модернистский стиль, начатый Ле Корбюзье, практиковался в западной Европе уже в 1930-х годах, но после Второй мировой войны он начал развиваться в массовом масштабе по тем же причинам, что и за железным занавесом. Модернистские идеи о коллективном проживании и функциональном дизайне отлично подходили для общественных потребностей, но они также оказались лучшим ответом на новую реальность, когда всем европейским правительствам нужно было решить вопрос нехватки жилья.

Удивляются ли жители панельных домов такому интересу к их жилью?

После завершения каждой книги, содержащей бумажные модели, мы фотографировали жителей, держащих эти модели на фоне их домов. Мы внимательно слушали их истории, анекдоты о сообществах, в которых они живут, мысли о своих домах и условиях проживания.

Сейчас проект с портретами жителей "Tenants" отмечает свое 10-летие.
Удивительно было обнаружить, какие похожие чувства жители испытывают к своим домам на всей этой обширной изучаемой нами территории. От бывшей Восточной Германии до Сибири, от Казахстана до стран Балтии, жители единогласно хвалят большие зеленые зоны, детские площадки и общественный транспорт, и часто жалуются на техническое состояние зданий, плохую теплоизоляцию или домовое обслуживание.

Как вы думаете, какое будущее у этих зданий?

Эти здания, безусловно, являются частью нашего наследия и свидетельствуют об очень своеобразной эпохе. Они также укоренились в коллективной памяти представителей нашего поколения, родившихся и выросших в период между 1970-ми и 1990-ми годами. Панельные блоки, wielka płyta, panelki, panelak, Plattenbau, или panelhaz, называйте как хотите, но этот серый панельный квадрат из бетона с окном внутри является символом ушедшего времени практически по всему земному шару.

Сегодня здания часто находятся в плохом состоянии и требуют все более и более дорогого обслуживания, что заставляет местные власти задумываться об их будущем. Часто они принимают решение снести их и построить новое жилье вместо того, чтобы инвестировать в ремонт. Мы стараемся сохранить их хотя бы на бумаге.

Нужно ли людям любить панельки, чтобы покупать ваши книги?

Думаю, нет, они могут их ненавидеть и все равно захотят, чтобы наши книги стояли на их полках. А если серьезно, вид этих домов в уменьшенной версии может изменить их мнение.
Если на вас давят вездесущие панельные блоки, возможно стоит попробовать сделать их уменьшенную копию и поставить себе на стол - так появится шанс полюбить их немного больше.

Расскажите немного о других ваших проектах, помимо книг.

В начале, как студия графического дизайна, мы работали над различными проектами, связанными с типографикой. Например, мы проводили мастер-классы по созданию букв, а также разработали шрифт, вдохновленный панельными домами модернистского жилого комплекса в городе Познань, Польша. Этот шрифт был основан на форме мозаичных плиток, которые были на фасадах зданий до термомодернизации.
Мы также создали модернистский алфавит "Blokografia", который можно было вырезать и собрать, а еще еврейский алфавит для Музея истории польских евреев в Варшаве.

Среди наших других проектов были гнездовые блоки для птиц из панельных элементов и серия "Hidden Cities" - иллюстрации в стиле полароидных снимков, показывающие неизведанные урбанистические уголки Лондона, Берлина, Варшавы и Москвы.

Есть ли что-то новое, над чем вы сейчас работаете?

Мы продолжаем исследовать различнее аспекты послевоенной модернистской архитектуры, путешествуем по всему миру и делаем снимки. Наше следующее издание, которое выйдет в этом году, будет посвящено архитектуре Гонконга.

---------------------------------------------

На вопросы отвечали Дэвид Наварро и Мартина Собецька.
Официальный сайт издательства www.zupagrafika.com
Полный текст интервью на английском языке.

Наверх!