Ура, мы поговорили с Антоном Акимовом - фотографом и автором наших любимых книг!
Многим из вас уже знакомы «
В книге есть истории как об известных в Тбилиси домах, таких, как дом Габашвили, так и о неизвестных, но не менее важных для передачи духа и истории города. Фотоматериалы и текст книги - редкая возможность посмотреть на дом не только снаружи, но и увидеть недоступное: квартиры, где сохранились старые двери и ручки, звучащий паркет, подъезды с завораживающей мозаикой и лепниной, оригинальными перилами и напольной плиткой. Летопись города оживает на страницах через лица живших в этих домах людей. Эти истории заражают желанием сберечь то немногое, что мы имеем, замедлить быстро меняющийся мир вокруг.
Мы очень ждали выхода новой книги “Истории домов Тбилиси”. И нам, конечно, было ужасно интересно поговорить о ней с Антоном. И вот наши вопросы:
Много ли историй не вошло в книгу? Какая самая любимая история из тех, что не вошли?
В книгу про дома Тбилиси вошли почти все дома, по которым я собирал материал. У меня еще было два дома в запасе, вернее, три, но с ними не сложилось по разным причинам. В одном из этих домов жил знаменитый театральный художник Сулико Вирсаладзе. Это очень интересный дом, одноэтажный особняк, внутри много интересного - наследие художника, старинные вещи, предметы искусства, сам интерьер, история семьи переплетается с другими семьями из книги, но я не успел попасть в этот дом.
Самый пожилой житель, рассказавший свою историю?
Историю семьи Габричидзе и их дома рассказывал Коте и его отец Гурам, на тот момент Гураму было 92 года. К сожалению, он не дожил до выхода книги. Сейчас самая пожилая жительница - это Натела Имедадзе из дома 4 на улице Чонкадзе, ей 93-й год.
Где ты сейчас живешь и знаешь ли историю своего дома?
Я знаю историю нашего дома в Петербурге, к тому же он оказался и в книге, хотя изначально там не должен был быть из-за капремонта. Но у моих соседей обнаружились фотографии с оригинальными интерьерами их квартиры, еще в доме жил известный архитектор Александр Лишневский, и одно время даже в той квартире, где теперь живу я.
Знаю историю дома своих родителей в Москве, но это типовой панельный дом. Я интересовался, собирал фотографии, записал свои воспоминания, потому что больше двадцати лет моя жизнь связана с этим домом.
В Тбилиси, где мы прожили полтора года, я знал только примерный год постройки дома.
Есть ли секреты, которые доверяют тебе жильцы, но просят не публиковать?
Бывает что во время рассказа жители что-то говорят, что потом им не нравится по тем или иным причинам. А их историю я ведь записываю на аудио, потом расшифровываю и отправляю им текст, который будет в главе. В одной из глав, мне очень хотелось сохранить фразу одного из жильцов про две банки ткемали в подвале, но он не захотел, и мы эту фразу убрали)
Были ли дома, про которые очень хотелось написать, но контакта с жителями не получилось?
Да, в каждой из книг есть такие дома - о которых хотелось рассказать, но жители либо передумали, либо отказались, либо не получилось найти достаточно информации. В Тбилиси было два дома, с которыми не вышло - в одном жители отказались, в другом семья переехала и для них это было так болезненно, что рассказывать о старом доме они не хотели, а это был их фамильный дом.
Советы: как установить связь с новым домом при переезде в другую страну?
Я думаю, что нужно становиться “жильцом” в таком настоящем понимании этого слова - знакомиться с соседями, участвовать в жизни дома, его уборке, интересоваться историей. Так связь точно установиться, и еще уезжать потом не захочется!)
Бывают ли истории жителей, которые лучше не знать? (Подлецы, самоубийцы, маньяки и мошенники)
У нас таких историй не было)
Как читают эту книгу жители Грузии? Какая у них оптика, и чем отличается от оптики остальных читателей?
Я не думаю, что у жителей Грузии и Тбилиси есть какая-то особенная оптика, кроме того, что это их родной город, который они знают, любят. Например, читателю из России будут интересны многие истории, но скорее всего он ничего не знает про эти дома, про районы, про тбилисский быт. А для тбилисца эта книга о близком, о своем. От того я переживал, как книгу примут в Грузии. И очень счастлив, что ее не только приняли там, но уже и полюбили многие люди.
Как ты относишься к капремонту домов? Есть ли у такого дома шанс попасть в книгу?
К капремонту, когда уничтожаются архитектурные детали, я отношусь крайне отрицательно. Если же сохраняются, реставрируются оригинальные интерьеры, то к такому ремонту отношусь хорошо. Хотя мне лично больше нравится такое обветшалое состояние, но ведь людям-то в этом доме жить.
А про шанс дома с капремонтом я уже написал) Мой дом в Петербурге на Подольской 16 как раз с капремонтом, но в книге все равно оказался. Хотя это скорее исключение. Если бы у соседей не сохранились прекрасные фотографии с оригинальными интерьерами квартиры, то дом бы в книгу не попал.
Представь, что этот вопрос задаёт дом. Какими мне надо обладать качествами, чтобы попасть к тебе в книгу? Я должен быть красивым?
Совсем не обязательно быть красивым. То есть что значит красивым? Вот для меня красиво - это потрескавшиеся стены, или фрагмент росписи под слоем советской краски. Дом должен быть живым и хранить истории, пусть под слоем краски или пыли.
Я хочу узнать что-то о своём доме. С чего начать?
Это, конечно, зависит от города. В Москве или Петербурге по многим домам есть найденная информация - кто архитектор, владелец. В Петербурге есть отличный ресурс
Про какие ещё города хотелось бы написать?
Мне бы хотелось написать про Белград и про Будапешт, про Ростов-на-Дону и Калининград, про Кишинёв и про Одессу. На самом деле много городов, про которые бы хотелось рассказать.